Это интересно
![]() ![]() Новости по теме
![]()
|
Секреты йоги![]() Индия решила оформить права на владение секретами йоги. Специально для этого была создана комиссия, состоящая из индийских гуру и 200 ученых, которые должны отдельно зарегистрировать каждую позицию традиционной гимнастики и таким образом закрепить за собой право обладания авторскими правами на эти элементы. Таким образом Индия планирует защитить духовную практику и связанные с ней ритуалы от коммерциализации: доход от платных занятий йогой, ставшей популярной в Европе и США в конце 1960-х — начале 1970-х годов, оценивается в 225 миллиардов долларов. Однако в Индии гуру, ведущие занятия йогой, не берут денег за свои услуги. Как отмечает издание, рост числа западных школ йоги стал причиной повышения спроса на патентные заявки. Так, американские и европейские школы просят зарегистрировать свою деятельность не как преподавание йоги, а как обучение уникальным духовно-физическим практикам. Только в США подобным школам было выдано 130 патентных заключений и 150 сертификатов на обладание авторскими правами на тот или иной метод гимнастики. Кроме того, в Америке было зарегистрировано 2300 новых школ йоги. Индия считает, что регистрации новых видов практик, которые на самом деле копируют традиционные элементы йоги и выдают их за новаторские идеи, наносит вред древней культуре. Представитель Цифровой библиотеки традиционных знаний, которая является инициатором патентования поз из йоги, заявил, что организация надеется зарегистрировать до конца 2009 года около 1500 положений индийской практики. Комментарий Самира Александровича Чурсина — руководителя организационного отдела Международной Академии Солнечный Путь. — Какие цели, на Ваш взгляд, преследуют в первую очередь инициаторы патентования: коммерческие или, все же, сохранение древней культуры? — Технология распространения йогических практик подразумевает передачу знаний от учителя к ученику в эзотерической форме. Методология толкования образов, эпический символизм, сакральная абсолютизация божественного в совокупности представляют собой достаточно мощный и всеобъемлющий инструментарий самопознания, которым в полной мере могут воспользоваться лишь те ученики, которые всецело посвятили себя служению Идее. Вопрос о «сохранении» духовного наследия решается учителем и учеником совместно, в процессе обучения. Физически между ними происходит энерго-информационный обмен, в результате которого донор (учитель) передаёт то, что хочет передать, а ученик (реципиент) принимает то, что может принять. Материальным субстратом процесса являются энергия и информация, которые сами по себе уже являются ценностями первого и, соответственно, второго порядка. В данном аспекте трансляция ценностей происходит, что называется, «из души в душу», происходит «прямая инициализация адепта». Если перед современными индийскими йогинами стоит задача сохранения и приумножения духовной культуры своих предков, то они как раз и должны быть заинтересованы в массовой экспансии своих классических традиций в общемировом масштабе. Естественно, в допустимых модификациях. Если же они обеспокоены чистотой йогической методологии, которая постоянно претерпевает трансформации в различных социокультурных средах, то им следует озаботиться созданием классической школы йоги непосредственно на своей исторической родине — в Индии. В настоящий момент они как раз и занимаются фиксацией вековых эзотерических традиций на «твёрдые носители». Думаю, что для самой йоги классификация и канонизация духовно-физических практик принесёт много пользы. В то же время, у «массового потребителя» появится возможность учиться «по образцам». Коммерческие интересы у инициаторов патентования, безусловно, присутствуют. Важно заметить следующее: если раньше (в течение примерно 4500 лет) учение йогов, а вместе в ним и духовно-физические практики ещё активно развивались, то, в настоящий исторический момент (период глобализации), когда учением йоги уже достигнут определённый пик вертикального роста (об это свидетельствуют работы Шри Ауробиндо и Матери), древняя традиция стала развиваться в большей степени горизонтально, проникая в широкие социо-культурные слои. Возникает закономерный вопрос: каким образом основателям и продолжателям традиций учения йоги (прошлым и нынешним) получить причитающиеся им дивиденды? Ведь, несомненно, в формировании йогической традиции принимали участие миллионы индусов и исповедующих индуизм адептов из других стран мира... |